VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО»
'Номинативный эпатаж' (на материале англоязычных парфюмерных наименований)
О.А. ЯноваяКиевский национальный лингвистический университет (Украина)
'Nominative Shock' (on the Basis of English Perfume Names)
O.A. YanovayaKiev National Linguistic University (Ukraine)
Summary. The research is focused on the analysis of semantic peculiarities of English perfume names. An attempt has been made to reveal socio-cultural values that underlie the process of nomination which is under the study.
Антропоцентричная парадигма современной лингвистики характеризуется повышенным интересом исследователей к вопросам языкового и речевого воплощения перцептивного опыта человека и, в первую очередь, к проблеме его словесной кодировки. Исключительно трудноопределимым и сложным для изучения феноменом является запах. Лексические единицы, лишь очень приблизительно обозначающие сам запах, предельно ярко и четко характеризуют то состояние, которое возникает у человека под его воздействием. Реализуемая в устной и письменной форме способность языковых средств актуализировать обонятельный сенсорный опыт человека является мощным инструментом эмоционального воздействия, что обусловливает актуальность и привлекательность исследования ольфакторного языка.
Широкая система запахов включает относительно самостоятельную сферу искусственных многосоставных запахов или ароматов. В исследовании предлагается общий обзор и семантический анализ англоязычных наименований ароматов, представленных современными парфюмерными брендами и ведущими парфюмерными домами, определяются смысловые характеристики, наиболее часто выносимые в название коммерческого аромата, а также рассматриваются семантические особенности номинаций так называемых эпатажных (вызывающих, скандальных) искусственно создаваемых запахов.
В целом, проанализировав имена парфюмов, можно сделать общий вывод, что языковое обозначение коммерческого аромата – это открытая апелляция к эмоциям, полная противоположность обоснованной аргументации (ведь, за редким исключением, не существует аргументированной связи между запахом конкретного природного или искусственного компонента и его символическим значением). Суть акта номинации заключается в фиксации связи предмета и его имени, явления и его обозначения, структуры сознания и его объекта. Акт номинации поэтому – процесс речемыслительный. Движущая сила обонятельной чувствительности – переосмысление, при котором представления о мире не разрушаются, не отрицаются, а обогащаются новым содержанием. Смыслы запахов не «вносятся» извне как внешнее, принудительное начало. Они «самовозникают» в сознании субъектов культуры. По мере осмысления запахов формируется субъект культуры – смысл определяется не только тем, что<.i> дает человеку совокупность запахов, но прежде всего тем, что<.i> он в них ищет. Контекст культурной эволюции человека, таким образом, должен являться основой для изучения закономерностей осмысления и языкового обозначения запахов.