Размер шрифта: A AA Цвет фона: Изображения: выкл. вкл.
Нравится

Заказать обратный звонок

Оставьте ваши данные
и мы Вам перезвоним в ближайшее время!

  • Регистрация абитуриентов лингвистического университета
  • МИИЯ онлайн
  • МосИнЯз - TV
  • Е-Студент. E-Student. Демо
Сегодня 16 мая 2024 года

Тезисы »  Секция III » 

Восприятие мира как поиск смыслов


VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО»

22-25 сентября 2011 года

СЕКЦИЯ III

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ



Восприятие мира как поиск смыслов

Л.А. Шарикова
Кемеровский государственный университет (Россия)

The World Perception and Conceptualisation as a Search for Senses
L.A. Sharikova
Kemerovo State University (Russia)

Summary. In modern researches one of the fundamental problems of understanding the essence of the world perception process unit, which is a reflection of human consciousnesses activity, is solved. This unit is presented by the sense, which with the axiological component becomes a concept, a valuable sense expressed by a complex of language senses, for example, as a generalised subject in the text of the «General Declaration of Human rights».


Мир воспринимается человеком благодаря наличию у него такой эволюционной особенности, как сознание. В философии сознание рассматривается как родовой признак человека нового типа, т.е. социологизированного человека (СФТ, 2004, 526–529). В психологии сознание определяется как совокупность чувственных и умственных образов, накапливаемых и (пере)осознаваемых человеком в течение его жизни (ФЭС, 2004, 423). В языкознании также поставлена проблема понимания сознания, которая считается одной из фундаментальных проблем, начиная с античности и до сего дня. Сегодня в науке о языке уже принято говорить о языковом сознании. В «Словаре лингвистических терминов» языковое сознание трактуется как «особенности культуры и общественной жизни данного человеческого коллектива, определившие его психическое своеобразие и отразившиеся в специфических чертах данного языка» (СЛТ, 2005, 439).

Процесс восприятия мира и есть деятельность сознания, благодаря чему человек может ориентироваться во внешнем (материальном и социальном) мире и строить внутренний мир. Обычно при перечислении объектов восприятия о внутреннем мире пишут в последнюю очередь, но именно в нем постоянно происходят процессы создания этих «образов», «картинок», т.е. отдельных отражений мира, процессы первичного восприятия, оценивания, осознания, определения, наименования, являющиеся составляющими всего процесса восприятия. Разумно спросить: что же является единицей процесса восприятия мира? Вопрос можно было бы отнести к «вечным проблемам» науки, но XX век уже ответил на этот вопрос: начиная с дефиниции «внутренней формы» слова Э. Кассирера, лингвофилософской концепции «мир – язык как Zwischenwelt – человек» и inhaltbezogene Grammatik Й.Л. Вайсгербера, с концепции смысла и назначения истории К. Ясперса и далее в научном продолжении – выделении дифференциальных признаков фонемы пражцами (Н.С. Трубецким и Р.О. Якобсоном), исследовании семы и создании основ семантики (Апресян, Арутюнова, Богданов, Касевич, Кибрик, Уфимцева, Чейф, Baldinger, Bierwisch, Fillmore, Fodor, Heger, Katz, Lakoff, Lyons, Meier, Weinreich, Wotjak), учении о глубинных структурах Дж. Лайонза, формулировке гипотезы Э. Сепиром и Б. Уорфом в продолжение мысли В. фон Гумбольдта о влиянии языка на историю/менталитет народа, его носителя. На основе перечисленных достижений в лингвистике конца XX века в рамках антропологической парадигмы развивается целый комплекс новых направлений, исследующих смысл как единицу процесса восприятия мира человеком: когнитивная лингвистика, концептология, психо-, этно-, социолингвистика, лингвокультурология и др.

Концептуализация мира есть также процесс его восприятия, особенностью которого является аксиологический аспект. В данном случае объектом исследования выступает не любой, а ценностный смысл в общекультурном континууме либо в определенной его части: функциональном стиле, типе дискурса, творчестве конкретного автора, рассматриваемый по культурной вертикали (диахронически) и горизонтали (синхронически, в компаративном, контрастивном, чаще – в сопоставительном аспекте).

В современной лингвистике основы теории языковых смыслов, средствами языка актуализующих концептуальные смыслы, заложены трудами акад. Н.Ю. Шведовой. Согласно этой теории, различаются до текстовые контаминации языковых смыслов (обнаруживаются в слове) и внутритекстовые контаминации (возникают в словосочетаниях, в предложениях и в разнообразных высказываниях, в текстовых последовательностях) (Н.Ю.Шведова. Местоимение и смысл, 2.3). Данная, по мнению Ю.Л. Воротникова, «…весьма актуальная, возможно, даже краеугольная проблема для современного языкознания» (АПЛ, 2006, 189) рассматривается далее на материале «Всеобщей декларации прав человека»: как обобщенный, родовой субъект выражается языковыми смыслами (лексико-грамматический уровень).

Линия Лингвистического университета