Размер шрифта: A AA Цвет фона: Изображения: выкл. вкл.
Нравится

Заказать обратный звонок

Оставьте ваши данные
и мы Вам перезвоним в ближайшее время!

  • Регистрация абитуриентов лингвистического университета
  • МИИЯ онлайн
  • МосИнЯз - TV
  • Е-Студент. E-Student. Демо
Сегодня 16 мая 2024 года

Тезисы »  Секция III » 

Концепт 'город' как когнитивная структура (на примере поэзии В. Брюсова)


VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО»

22-25 сентября 2011 года

СЕКЦИЯ III

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ



Концепт 'город' как когнитивная структура (на примере поэзии В. Брюсова)

А.Х. Сатретдинова
Астраханская государственная медицинская академия (Россия)

The Concept of 'City' as a Cognitive Structure (Based on the Material of Brusov's Poetry)
A.Kh. Satretdinova
Astrakhan State Medical Academy (Russia)

Summary. The article is devoted to the structurе of the concept of ‘city’ in a poetical text. The author describes different cognitive layers and semantic fields of this concept in the poetry of V. Brusov. The concept 'city' is analysed as a cognitive structure of complex type containing different conceptual models, signs, indications, signatures which make it possible to reveal the peculiarity of the author's idiostyle.


Концепт «город» является доминантным, ключевым в поэтическом творчестве Валерия Брюсова. В структуре концепта мы выделяем информационное содержание и интерпретационное поле. В полевом составе концепта наряду с понятийным (предметным), базовым или ядерным слоем обозначим следующие когнитивные слои: ассоциативный, образный и ценностный.

Информационное содержание представлено названиями городов. Это прежде всего Петербург, Москва, Париж, Венеция и др. Среди основных культурных объектов города – Александрийский столп, памятник Петру (летящий всадник на скале, всадник победный, всадник с устремленной вдаль рукою), вызывающие в памяти читателя многочисленные прецедентные тексты.

Понятийный слой концепта связан с чувственно воспринимаемым образом (перцептом). Предметный слой включает представления ряда модальностей: зрительной, обонятельной, тактильной и др. Для понятийного слоя оказываются релевантными такие когнитивные признаки, как стальной, кирпичный, стеклянный, с железными жилами, что является характеристикой современного города с бурно развивающейся промышленностью.

В стихах Брюсова преобладают звуковые образы: свистки авто, трамов звон, однако встречаются и зрительные образы: небеса огнезарные, звездные, зеркальные сияния, наглые огни, ослепительный день, изумрудная тоска, расплавленное золото зорь.

Образный слой представлен как прототипными, так и индивидуальными образами. О наличии прототипных образов у Брюсова свидетельствуют стандартные ассоциативные реакции: узкие улицы, шум колесный, гул машин. Среди индивидуальных образов – дворцы золотые разврата, зеркальные сиянья, наглые огни как символы искусственного света.

В ассоциативном слое обнаруживаются представления, связанные с известными фактами русской истории и ее отражением в литературных и архитектурных формах. А в стихотворении «Городу» содержится апелляция к поэтическому опыту русского фольклора (образы дракона, змея), древнерусской литературы (одушевление собирательных понятий: неумолчно ропщет Злоба, грозно стонет Нищета, хохочет огненный Разврат, что является аллюзией на «Повесть о «Горе-злосчастии»).

Интерпретационное поле концепта «город» включает в себя и оценочную зону, состоящую из когнитивных признаков, выражающих нравственную оценку: город – хитроумный, упрямый, непокорный, коварный. Здесь присутствует и паремиологическая сфера – Улицы, кишащие людом. Ценностный слой концепта характеризуется как отрицательной, так и положительной оценочной составляющей, которая меняется на протяжении всех периодов творчества поэта. Таким образом, концепт «город» представляет собой когнитивную структуру комплексного типа, включающую различные концептуальные модели, фреймы, сигнатуры. Когнитивные слои и семантические поля трактуются как способ выхода на индивидуально-авторскую концептосферу. Следовательно, «город», воплощенный в поэтических текстах Брюсова, являясь универсальным концептом, приобретает в индивидуальной картине мира поэта новое, отличное от стандартного, смысловое наполнение.

Линия Лингвистического университета