Размер шрифта: A AA Цвет фона: Изображения: выкл. вкл.
Нравится

Заказать обратный звонок

Оставьте ваши данные
и мы Вам перезвоним в ближайшее время!

  • Регистрация абитуриентов лингвистического университета
  • МИИЯ онлайн
  • МосИнЯз - TV
  • Е-Студент. E-Student. Демо
Сегодня 17 мая 2024 года

Тезисы »  Секция III » 

Концепт – сверхтекст – миф – архетип


VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО»

22-25 сентября 2011 года

СЕКЦИЯ III

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ

— — — ◊ ◊ ◊ — — —



Концепт – сверхтекст – миф – архетип
О.И. Лыткина
Российский государственный социальный университет (Москва)

Concept – Supertext – Myth – Archetype
O.I. Lytkina
Russian State Social University (Moscow)

Summary. This research is devoted to the problem of correlation of such terms as concept, supertext, myth, archetype in modern linguistics.


1. Для современной лингвистики характерна тенденция к интеграции разных подходов к изучению языковых явлений и категорий: сходный круг проблем оказывается в фокусе внимания представителей разных школ, направлений и даже разных наук. В результате этого многие традиционные понятия подвергаются переосмыслению и расширяют границы своего значения (ср., например, современные определения концепта, текста, архетипа, мифа).

2. В современной лингвистике концепт трактуется как лингвокогнитивное, психолинвистическое, культурологическое, лингвокультурологическое, абстрактное понятие. Основными свойствами концепта являются: ментальность; изменчивость; сложное иерархическое строение; открытость для оценок и разнообразных характеристик; отражение национальной специфики. Концепт имеет сложную структуру, которая представляет собой совокупность образных, информационных, интерпретационных, ценностных, понятийных, исторических, ассоциативных, общечеловеческих, общенациональных, групповых, региональных (локальных), индивидуальных и др. признаков (или фрагментов разных типов картины мира). В зависимости от степени актуальности признаки в структуре концепта организуют ядро (базовые концепты) и периферию (малые концепты). Концепт выполняет интерпретирующую, регулирующую и текстопорождающую функции.

3. Функциональный подход к тексту стал предпосылкой для выделения сверхтекста, который понимается как концепт, факт ментального обобщения текстов, объединенных рядом признаков: тематических, темпоральных, локальных, ситуативных, позициями адресанта и адресата и т.д. У сверхтекста есть инвариант, определяемый как сложное содержательное образование, принадлежащее глубинным уровням человеческого сознания, допускающее разнообразное семиотическое воплощение. Наличие инварианта является предпосылкой для выделения ядра и периферии в структуре сверхтекста, которое, как и в случае с концептом, будет носить условный характер.

4. Миф – необходимая категория сознания и бытия вообще. Миф – диалектическое единство языковой и неязыковой природы, что обусловливает такие его свойства, как динамичность, изменчивость, текучесть и «слоистая» структура. Основная функция мифа – быть основой для возникновения других мифов/текстов. Отсюда «слоистая» структура мифа – результат «нарастания» вариантов мифа на первоначальный вариант (в нашем случае – инвариант). В литературоведении миф определяется как устойчивое начало, которое варьируется в разных текстах и осознается при условии повторяемости. Литературный миф (как сверхтекст) – некое объединение общих символов, мотивов, образов, фабул, конфликтов, созданных разными авторами в разное время, но ставших традиционными.

5. Архетип (культурный/литературный) в культурологии определяется как базовый концепт, задающий координаты, в которых человек воспринимает, осознает действительность и осуществляет жизнедеятельность. К признакам архетипа относят первичность, производность (понимаемую как наличие протообразца), универсальность, вариативную повторяемость. Основная функция архетипа – порождающая, т.е. архетип выступает как некая матрица для реализации человеческих устремлений в художественном творчестве, как парадигма развития, а не как готовый образец или модель. Содержание архетипа будет разным у разных народов и в разные эпохи, отражая элементы ментального опыта человечества. В связи с этим в структуре архетипа выделяют актуальный слой, получивший материальное воплощение, и пассивный слой, скрытый в памяти человечества и реконструируемый по древним источникам.

6. Термины «концепт», «сверхтекст», «миф», «архетип» в широком понимании современной гуманитарной науки становятся обозначением для одного и того же явления.

Линия Лингвистического университета