Размер шрифта: A AA Цвет фона: Изображения: выкл. вкл.
Нравится

Заказать обратный звонок

Оставьте ваши данные
и мы Вам перезвоним в ближайшее время!

  • Регистрация абитуриентов лингвистического университета
  • МИИЯ онлайн
  • МосИнЯз - TV
  • Е-Студент. E-Student. Демо
Сегодня 17 мая 2024 года

Тезисы »  Секция III » 

О прецедентных источниках студенческих граффити


VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО»

22-25 сентября 2011 года

СЕКЦИЯ III

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ

— — — ◊ ◊ ◊ — — —



О прецедентных источниках студенческих граффити
А.Ю. Ларионова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России
Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия)

Precedent Sources of Students' Graffiti
А.Yu. Larionova
Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin
(Ekaterinburg, Russia)

Summary. The paper is devoted to the modern students' graffiti creativity, particularly to the graffiti that are generated on the basis of precedent texts in the aspect of typical precedent sources.


Современное граффитийное творчество отличает активное обращение к разнообразному прецедентному материалу (устойчивым в широком смысле сочетаниям слов, клише, прецедентным текстам), из которого студенчество (как субъект исследуемого дискурса) заимствует содержание, смыслы, форму, структуру, ритмику. Как известно, сущностными атрибутами прецедентности являются значимость для личности в познавательном и эмоциональном отношениях, известность для широкого окружения личности, неоднократная востребованность в дискурсе языковой личности. Кроме того, к прецедентным в современной теории относятся: 1) тексты малых социальных групп (семейные, студенческие и др.); 2) тексты, вкрапленные в другой текст в неизменном или в трансформированном виде; 3) фразеологизмы; 4) речевые формулы, связанные с типичными ситуациями, речевые клише, штампы.

Примерно половина студенческих граффити является в разной степени производной от различных прецедентных феноменов и демонстрирует вариативность проявлений факторов известности/новизны в определенном социуме, частичной/полной воспроизводимости в дискурсе, расчлененности/идиоматичности семантики. Граффити, в которых узнаваемы их прецедентные источники, условно мы определяем как отпрецедентные. Изучение отпрецедентных студенческих граффити позволяет отнести к их наиболее типичным источникам следующие.

1. Единицы фразеологизированного слоя (пословицы, поговорки, афоризмы, устойчивые речевые формулы), используемые в граффити как единичные или «нанизываемые», формально идентичные или фрагментарные прецеденты. Например: Все новое – это хорошо одетое старое (от Все новое – это хорошо забытое старое).

2. Прецедентные тексты на основе музыкальных произведений (детских, лирических, идеологически маркированных, современных и прошлых лет), где востребована прецедентность как текста, так и музыкального феномена, определяющего мелодику граффити. Например: Наш ковер – цветочная поляна, где растет трава – марихуана (от Наш ковер – цветочная поляна, Наши стены – сосны-великаны!).

3. Прецедентные тексты (высказывания) из кинофильмов (названия фильмов и одноименных литературных произведений, реплики киногероев). Например: А мыши здесь тихие (ФТ-401) (от А зори здесь тихие).

4. Прецедентные тексты на основе произведений художественной литературы (детских стихов, сказок, русской и зарубежной классики) и библейских источников. Например: Счастье было так возможно. И так возможно, и вот так возможно (от А счастье было так возможно); Если тебя ударили по правой щеке, то подставь левую, затем уйди под локоть и снизу в челюсть (от Если тебя ударили по правой щеке, то подставь левую).

5. Прецедентные тексты на основе текстов делового стиля (инструкций, анкет, стандартов, законов). Например: Если твой компьютер завис, выдерни шнур, выдави стекло (окно) (от Выдерни шнур, выдави окно).

6. Прецедентные тексты на основе текстов публицистического стиля, рекламы (объявлений, призывов, лозунгов). Например: Смерть инжеку (от Смерть (кому-/чему-л.)!).

7. Прецедентные тексты на основе названий произведений живописи, дополненные различными аспектами прецедентности (имя автора, имя героя, время создания произведения, изображенное время, предмет изображения) или иными прецедентными единицами. Например: Картина: Иван Грозный делает контрольный выстрел (от Иван Грозный убивает своего сына (название картины И.Е. Репина) и Контрольный выстрел).

8. Прецедентные имена, имеющие в апперцепционной базе общества определенный ассоциативный «шлейф». Например, Маша Распутина; КПРФ – будущее России.

Востребованные литературные, теле- и киноисточники, имена известных публичных людей, живописные источники позволяют судить, что исследуемый социум хотя и «родом из детства», однако увлечен «остро» маркированными в сознании предметами, событиями и их признаками. Ценностное отношение к определенным прецедентам позволяет говорить одновременно о традиционности и об инновационности данного социотворчества, демонстрирующего не только трансформированные поверхностные структуры и новые смыслы, но и память об исходном формальном и содержательном облике производящих прецедентных единиц, их привычном ситуативном функционировании. «Эффект узнавания» здесь представляет собой необходимое условие популярности и функционирования прецедентных трансформов в студенческом дискурсе.

Линия Лингвистического университета