Размер шрифта: A AA Цвет фона: Изображения: выкл. вкл.
Нравится

Заказать обратный звонок

Оставьте ваши данные
и мы Вам перезвоним в ближайшее время!

  • Регистрация абитуриентов лингвистического университета
  • МИИЯ онлайн
  • МосИнЯз - TV
  • Е-Студент. E-Student. Демо
Сегодня 16 мая 2024 года

Тезисы »  Секция III » 

Визуальный ряд в современном поэтическом дискурсе


VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО»

22-25 сентября 2011 года

СЕКЦИЯ III

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ

— — — ◊ ◊ ◊ — — —



Визуальный ряд в современном поэтическом дискурсе
Е.С. Аникеева
Кемеровский государственный университет (Россия)

Visual Cues in the Modern Poetical Discourse
E.S. Anikeeva
Kemerovo State University (Russia)

Summary. The visual cue incorporation in the poetic text on the example of modern poetry, belonging to the genres of ekphrasis, shape poetry and visual poetry, is investigated in this work. The visual component impact on the poetic text structure and, in particular, on conveying the author's intentions by means of visualization are examined.


В современной интермедиальной культуре наблюдаются значительные изменения в жанровой системе литературного пространства: все более известными становятся стихотворения, сочетающие в себе наряду с вербальным компонентом компонент другой семиотической системы. Включение визуального ряда в поэтический дискурс становится «источником и своего рода протоформой… познания» (Крючкова В.А. Антиискусство. Теория и практика авангардистских движений. М.: Изобраз. искусство, 1984. С. 9).

Особого внимания в данной области заслуживают такие жанры, как экфрасис, фигурная и визуальная поэзия, отличительной чертой структуры которых является инкорпорированный в текст визуальный компонент, взаимосвязанный с авторской формой высказывания.

В соответствии с семиотическим подходом в исследовании языка мы можем представить процесс выражения интенций автора через использование языковых знаков, которые будут репрезентировать вербальную составляющую данных жанров. Визуальная часть вводится в поэтический текст автором для уточнения вербальной части и, следовательно, становится пояснением к языковым знакам. Языковой знак, комбинируясь со своим «визуализированным» пояснением, образует более сложный знак по своей структуре. Соответственно, визуализированный поэтический текст представляет собой сложный семиотический знак, в процессе декодирования которого наблюдается переход процесса интерпретации из линейной формы на качественно новый уровень – уровень глубокого осмысления написанного автором.

Таким образом, введение визуального ряда в поэтический текст данных жанров представляет собой «особый способ организации художественного текста», который есть одновременно и «тип внутритекстовых взаимосвязей в художественном произведении, основанный на взаимодействии художественных кодов разных видов искусств», и «создание целостного полихудожественного пространства в системе культуры» (Тишунина Н.В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. СПб. Сер. “Symposium”. 2001. № 12. С. 149–153).

Линия Лингвистического университета