Размер шрифта: A AA Цвет фона: Изображения: выкл. вкл.
Нравится

Заказать обратный звонок

Оставьте ваши данные
и мы Вам перезвоним в ближайшее время!

  • Регистрация абитуриентов лингвистического университета
  • МИИЯ онлайн
  • МосИнЯз - TV
  • Е-Студент. E-Student. Демо
Сегодня 17 мая 2024 года

Тезисы »  Секция III » 

Анализ образов сознания, репрезентированных в художественном тексте


VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО»

22-25 сентября 2011 года

СЕКЦИЯ III

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ

— — — ◊ ◊ ◊ — — —



Анализ образов сознания, репрезентированных в художественном тексте
Т.Г. Галкина
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (Омск, Россия)

Consciousness Image Analysis
T.G. Galkina
Siberian Automobile and Highway Academy (Omsk, Russia)

Summary. The paper deals with the issue of consciousness image structure. The investigation is based on the V.F. Vasiluk's descriptive model of consciousness image.


Методика психолингвистического анализа содержания образа сознания, репрезентированного в художественном тексте, базируется на подходе к тексту как воплощению системы взаимосвязанных и взаимозависимых образов сознания. Она выстраивается как последовательная цепь лингвистических операций (определение в смысловом пространстве текста персонажа, в сознании которого локализован исследуемый образ; описание пространственно-временной локализации образа и анализ сюжетного уровня текста; выявление и описание вербальных средств актуализации полюсов образа; определение доминантной репрезентативной системы по текстовым маркерам и установление взаимосвязи и взаимозависимости репрезентативных систем и эмоционально-смысловой доминанты).

Применение предложенной психолингвистической методологии анализа к конкретным художественным текстам делает возможным вычленение в массиве произведений одного автора частотных/малочастотных компонентов художественных образов, установление степени интенсивности их выраженности, определение эмотивно-смысловой доминанты периода творчества и качества ее репрезентации, обнаружение «активированных полюсов образа сознания» и по ним очерчивание целостного образа сознания автора.

Основу образов сознания автора, репрезентированных в художественном тексте, составляет чувственная ткань, которая проявляется в двух направлениях и может быть охарактеризована двупланово. Первый «слой» чувственной ткани образа сознания отражает специфику эмоционально-смысловой сферы сознания автора, его творческий замысел, что репрезентируется в тех компонентах художественного текста, которые несут смысловую нагрузку: заглавие, сюжет, композиция и эмоционально-смысловая доминанта. Второй «слой» – психофизиологический, проявляющийся в художественном тексте через вербальные маркеры отражения репрезентативных систем автора и передающий особенности авторского восприятия и речетворчества, обусловленные не ментальными, а скорее психофизиологическими характеристиками личности автора.

Анализ чувственной ткани образов авторского сознания, репрезентированных в художественном тексте, показывает, что между психофизиологическим «слоем» и «слоем», обусловленным эмоционально-смысловой сферой сознания автора, существуют взаимосвязь и взаимозависимость, что проявляется через влияние эмоциональных личностных смыслов на выбор используемой репрезентативной системы. Следовательно, между репрезентативными системами автора и эмоционально-смысловой доминантой текстов существуют взаимосвязь и взаимозависимость.

Линия Лингвистического университета