Размер шрифта: A AA Цвет фона: Изображения: выкл. вкл.
Нравится

Заказать обратный звонок

Оставьте ваши данные
и мы Вам перезвоним в ближайшее время!

  • Регистрация абитуриентов лингвистического университета
  • МИИЯ онлайн
  • МосИнЯз - TV
  • Е-Студент. E-Student. Демо
Сегодня 16 мая 2024 года

Тезисы »  Секция III » 

Лексемы, номинирующие годичный цикл, как фрагмент темпоральной трансспективы творческой личности


VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО»

22-25 сентября 2011 года

СЕКЦИЯ III

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ

— — — ◊ ◊ ◊ — — —



Лексемы, номинирующие годичный цикл, как фрагмент темпоральной трансспективы творческой личности
Е.А. Бурдина
Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского (Россия)

The Lexemes Nominating the Year Cycle as a Fragment of the Temporal Transspective of the Creative Personality
E.A. Burdina
Bryansk State University named after I.G. Petrovsky (Russia)

Summary. Lexical units which belong to the lexico-semantic field «The Seasons of the Year» and affect the formation of the world view and the time transspective of the creative personality are analysed in the paper. The works of the poets of different epochs, representing various schools of poetry are considered. The reseach focuses on the lexemes nominating the natural cycle, the usage of which is subject to the common poetical traditions as well as to the peculiarities of the individual style of a poet. Such analysis allows the researcher to observe the continuity of poetic traditions and the enrichment of the lexicosemantic system as the base for philosophical reflections on fundamental values.


Современный человек осознает время как в цикличном, так и линейном движении, воспринимая эту величину как трансцендентную, созданную умом самого человека. В процессе же творчества физическое время не только преломляется в сознании индивидуума, но и перерождается в особое личностное время, составляющее фрагмент картины мира в идиостиле писателя и являющее собой трансспективу – обзор жизни в рамках прошлого / настоящего / предполагаемого будущего – посредством выделения в ней событий, имеющих особую ценность для личности. Лексемы, номинирующие годичный цикл, в языке поэзии традиционно являются основой для философских размышлений о жизненных ценностях. В то же время традиция их употребления не исключает индивидуального подхода творческой личности, что подтверждают поэтические тексты Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, Б.Л. Пастернака, И.А. Бродского, взятые нами для исследования. Несомненно, это поэты разного времени, принадлежащие разным поэтическим школам и следующие разным поэтическим традициям, но, обращаясь к их жизни и творчеству, невольно начинаешь проводить определенные параллели.

Так, употребление в их творчестве указанных лексем отличается выдержанностью в плане традиционного метафорического осмысления: …четыре времени в году, четыре времени для жизни (Бродский. Шествие). Например, весна, помимо прямого значения, это пора расцвета, молодость как время надежд и мечтаний, а осень – приближение конца, увядание, пора старости: И осени вершиной белоснежной; / От юных лет к тебе мечты мои… (Лермонтов. «Тебе, Кавказ, суровый царь земли…»); Как поздней осени порою бывают дни, бывает час, когда повеет вдруг весною и что-то встрепенется в нас (Тютчев. К.Б.); Светает. Осень, серость, старость, муть (Пастернак. Спекторский). В то же время весна, пробуждение природы, которое сопровождается слякотью и грязью, рождают в душе поэта тревогу и смятение, вследствие чего эта лексема может наделяться и отрицательной коннотацией: …я не люблю весны;/ скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен (Пушкин. Осень); Февраль. Достать чернил и плакать! / Писать о феврале навзрыд, / Пока грохочущая слякоть / Весною черною горит (Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..»); Апрель, апрель, беги и кашляй, / роняй себя из теплых рук… (Бродский. Шествие). Лексема осень также может приобретать негативные семы: …и осени скучной приход (Державин. Ласточка); Дни осени баней воняют… (Маяковский. Я счастлив!), но может и обогащаться семами «плодородие» (Но осень, как главу в полях, / Гордясь, с плодами возвышает… (Державин. Похвала сельской жизни) или «творчество», в чем особенно отчетливо пересекаются поэтические линии Пушкина и Бродского: И с каждой осенью я расцветаю вновь <…> И пальцы просятся к перу, перо к бумаге (Пушкин. Осень); …и ровное дыхание стиха, / нежданно посетившее поэму / в осенние недели в октябре (Бродский. Шествие). В стихах же советских поэтов анализируемые лексемы приобретают политическую окраску: …Отдам всю душу октябрю и маю… (Есенин. Русь советская); Рой чиновников / с недели на день аннулирует / октябрьский гром и лом, и у многих / даже / проступают сзади пуговицы / дофевральские / с орлом (Маяковский. Фабрика бюрократов).

Таким образом, анализ лексем, номинирующих годичный цикл, показывает преемственность в поэзии, а также обогащение их семантической структуры в процессе формирования трансспективы творческой личности.

Линия Лингвистического университета