Размер шрифта: A AA Цвет фона: Изображения: выкл. вкл.
Нравится

Заказать обратный звонок

Оставьте ваши данные
и мы Вам перезвоним в ближайшее время!

  • Регистрация абитуриентов лингвистического университета
  • МИИЯ онлайн
  • МосИнЯз - TV
  • Е-Студент. E-Student. Демо
Сегодня 16 мая 2024 года

Тезисы »  Секция II » 

О статусе кряшенских, нагайбакских и тептярских региолектов на Урале


VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО»

22-25 сентября 2011 года

СЕКЦИЯ II

Мировые и национальные языки,
перспектива их развития, роль в современном обществе,
процесс глобализации и судьба малых языков

— — — ◊ ◊ ◊ — — —



О статусе кряшенских, нагайбакских и тептярских региолектов на Урале
Т.Ю. Капишева
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (Уфа, Россия)

The Status of Kryashen, Nagaybak and Teptyar Regional Dialects in Ural
T.Yu. Kapisheva
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla (Ufa, Russia)

Summary. The paper is devoted to the status of Kryashen, Nagaybak and Teptyar regiolects in the Ural region. Some characteristic features of the interaction of these dialects under the conditions of a multinational region are analysed.


Урал – уникальный регион, на территории которого компактно проживают десятки различных народов и этнических групп. К примеру, в Республике Башкортостан сложились оптимальные условия для сохранения и развития языков проживающих в ней народов. Одним из показательных в этом смысле районов Башкирии является Бакалинский, расположенный на северо-западе республики. Бакалинский район известен как место средоточия кряшенов, одного из малоизученных тюркоязычных народов России. Большинство исследователей определяют их как субэтнос в составе татарского народа, в то время как сами представители этой народности идентифицируют себя отдельно.

Специфическая картина складывается с тептярами и нагайбаками, которые так же, как и кряшены, заботятся о своем статусе. Православных нагайбаков причисляют к кряшенам. Кстати, только в пределах исторической Башкирии часть кряшенов была известна под именем нагайбаков. Тептярей по языку относят и к башкирам, и к татарам. Существует точка зрения о том, что тептяри произошли в результате смешения других этносов края. Сами тептяри называют себя тюрками, так же они воспринимаются соседями-мусульманами, к которым их причисляют в массе своей русские.

Во Всероссийской переписи населения 2002 г. кряшены, в отличие от тептярей, выделены в составе татарского народа. Возможно, что тептяри записывались и башкирами, и татарами. Известно, что в переписях населения 1920 и 1926 гг. кряшены и тептяри фиксировались как самостоятельные единицы и не включались в число татар.

Объяснимо стремление кряшенов, нагайбаков, тептярей к обособлению. В условиях глобализации универсальным средством коммуникации является обычно язык межнационального общения. В пределах Республики Башкортостан в качестве такового выступает русский (реже – башкирский и татарский). Соответственно, носители региолектов кряшенов, нагайбаков и тептярей озабочены угрозой постепенного исчезновения своей самобытной речи, поскольку в настоящий момент не все лингвисты считают их самостоятельными наречиями, рассматривая последние в составе башкирского и/или татарского языков.

Предпринятое исследование мотивировано проблематичностью вопроса о лингвогенезе всех трех этносов – в особенности тептярского, в сложении которого приняли участие не только тюрки, но и финноугры.

Линия Лингвистического университета