Размер шрифта: A AA Цвет фона: Изображения: выкл. вкл.
Нравится

Заказать обратный звонок

Оставьте ваши данные
и мы Вам перезвоним в ближайшее время!

  • Регистрация абитуриентов лингвистического университета
  • МИИЯ онлайн
  • МосИнЯз - TV
  • Е-Студент. E-Student. Демо
Сегодня 16 мая 2024 года

Тезисы »  Секция II » 

Об отражении материального и духовного в татарской языковой картине мира


VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО»

22-25 сентября 2011 года

СЕКЦИЯ II

Мировые и национальные языки,
перспектива их развития, роль в современном обществе,
процесс глобализации и судьба малых языков

— — — ◊ ◊ ◊ — — —



Об отражении материального и духовного в татарской языковой картине мира1
Р.Р. Замалетдинов, Г.Ф. Замалетдинова
Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия)

Reflection of the Material and the Spiritual in the Tatar Linguistic Picture of the World
R.R. Zamaletdinov, G.F. Zamaletdinova
Kazan (Volga Region) Federal University (Russia)

Summary. The results of a research into the issue of the Tatar linguistic view of the world are the focus of the paper.


В выступлении раскрываются проблемы и результаты исследования татарской языковой картины мира.

1. Основываясь на том, что язык является основной формой фиксации и репрезентации знаний человека об окружающем мире и что за каждой лексической единицей стоит определенный объем информации об обозначаемом фрагменте действительности, мы различаем реальную действительность как источник наших знаний и ее отражение в конкретном языке. Язык в этнических границах его носителей – это не только и не столько средство общения, сколько память и история народа, его культура и опыт практической деятельности; он «представляет собой форму культуры, воплощающую в себе исторически складывающийся тип жизни во всем его разнообразии и диалектической противоречивости» (Тарланов, 1993).

2. Языковая картина мира (далее – ЯКМ) заключает в себя особое мировосприятие и мировидение этноса, закрепленное в семантике языковых единиц и понятийно-категориальном составе языка. В ЯКМ этнический менталитет актуализируется в ключевых концептах, изучение которых позволяет заглянуть в сердцевину национальной культуры. Исследование картины мира как способа манифестации черт мировидения этнического коллектива сквозь призму национальной картины мира позволяет получить представление о функционировании существовании в сознании носителей языка особых «сгустков смыслов».

3. К ключевым культурным концептам любой ЯКМ относится концепт «ЧЕЛОВЕК», без анализа которого не представляется возможным описать культуру этноса адекватно, так как место любой реалии в системе культурных ценностей – независимо от того, принадлежит ли эта реалия миру артефактов или природному миру, – может быть определено в первую очередь через ту роль, которую играет по отношению к этой реалии человек. В татарской картине мира «ЧЕЛОВЕК» выражается словом «КЕШЕ».

4. Вслед за Ю.С. Степановым мы считаем, что в любой «… культуре нет ни «чисто материальных», ни «чисто духовных» явлений; предмет как предмет культуры создается и своей материальной предметностью, и своим отношением к другим предметам» (Степанов, 2004). В познании мира человеком сначала обнаруживается взаимосвязь человека с миром, его сопричастность к миру как к «своему» и лишь затем происходит осознание своего видового отличия от него как «свое чужое». Взаимосвязь между человеком в ми-ре и миром человека – не сколько нечто пред заданное, оформленное раз и навсегда, это еще и задача, которую решает каждая культура, проблема выстраивания космоса из хаоса, выстраивания из бесконечных возможностей мира как упорядоченного целого, поддающегося познанию и осмыслению. Анализ наивной картины мира, зафиксированной в языке, показывает однородность человека с миром.

5. Любой феномен мира человека не просто факт, а артефакт, продукт, рожденный наличным опытом и заинтересованной интерпретации человека на основе определенного кода культуры. Жизненный мир человека – это неньютоновское «вместилище тел», а поле его деятельности как существа динамичного и целеполагающего. Эта деятельность далеко не сводима к ее пространственным характеристикам и преобразует их в зависимости от потребностей общества и его потенциала.

Мир как таковой в татарской ЯКМ тесно переплетается с жизнью человека в мире (тормыш), со сферой каждодневного существования с ее радостями и горестями, с будничным трудом и повседневными хлопотами. Мир для носителя татарского языкового сознания – это в первую очередь жизненный мир человека, маркированный в социальном (как совместное существование людей) и бытовом отношении – сфера развертывания человеческого начала в человеке, где огромное значение имеет труд. Такой мир в человеческом измерении имеет и важное гносеологическое наполнение, являясь источником познания.

Как показывают результаты проводимых нами исследований, в татарской языковой модели мира в первую очередь отражается визуально-пространственный опыт человека, в ней отражаются особенности мировосприятия татарского народа, обусловленные в значительной мере экстралингвистическими факторами: историей, культурой, конфессиональной принадлежностью, национальными традициями, ценностями, стереотипами сознания и др.


1 Работа поддержана грантом №11-14-16029а/В/2011 (РГНФ).
Линия Лингвистического университета