Размер шрифта: A AA Цвет фона: Изображения: выкл. вкл.
Нравится

Заказать обратный звонок

Оставьте ваши данные
и мы Вам перезвоним в ближайшее время!

  • Регистрация абитуриентов лингвистического университета
  • МИИЯ онлайн
  • МосИнЯз - TV
  • Е-Студент. E-Student. Демо
Сегодня 16 мая 2024 года

Тезисы »  Секция II » 

Этнокультурная идентичность в эпоху глобализации


VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО»

22-25 сентября 2011 года

СЕКЦИЯ II

Мировые и национальные языки,
перспектива их развития, роль в современном обществе,
процесс глобализации и судьба малых языков

— — — ◊ ◊ ◊ — — —



Этнокультурная идентичность в эпоху глобализации
М.В. Зайнуллин, Л.М. Зайнуллина
Башкирский государственный университет (Уфа, Россия)

Ethnocultural Identity in the Process of Globalisation
M.V. Zainullin, L.M. Zainullina
Bashkir State University (Ufa, Russia)

Summary. The paper considers the problem of preserving ethnical identities in the epoch of globalisation. The authors believe that cultural experience and spiritual heritage are the foundation of cultural identity.


Глобализация современного языкового пространства создает условия ярко выраженной проницаемости существующих языковых систем. Многие ученые, признавая объективность процесса глобализации и оценивая его положительные стороны, выражают свои опасения относительно результатов данного процесса в области языка и культуры. Эти опасения в значительной степени связаны с проблемой духовной жизни обществ, с проблемой сохранения этнической и языковой самобытности современных народов. О реальности утраты культурной идентичности в результате процессов глобализации говорят представители интеллигенции не только малочисленных, но и многочисленных народов.

Английский язык как global language становится языком общения в ведущих экономических державах мира, соответственно, англо-американская лингвокультура выступает в роли донора для других лингвокультур, ощущающих на себе последствия подобной экспансии. Ученые, занимающиеся проблемами языковой экологии, резонно «противопоставляют тенденцию концептуально-языкового интегрирования в интернациональное пространство тенденции разрушения языковой этнической самобытности» (Привалова).

Язык – это не просто средство коммуникации; язык – это философия мира, это синтетическое представление об этом мире. Каждый язык – это запечатленная в его лингвистической структуре, в его грамматических правилах система знаний о мире, видение этого мира, его понимание. В этом смысле язык – это и есть сам мир, следовательно, исчезновение каждого языка – гибель не словаря и грамматики, это гибель целого мира, неповторимого, оригинального, безмерно глубокого и безмерно важного для понимания как самого человека, так и вселенной вокруг него.

Поскольку язык и культура неразделимо спаяны и каждый язык несет в себе весьма значительный культурно-идеологический заряд, продвижение и доминирование одного языка (в настоящее время – английского) в качестве средства общения между народами неизбежно приводит к тому, что вместе с языком проникает чужая культура и идеология. Часто этот заимствованный языком культурно-идеологический заряд входит в противоречие с местной национальной культурой. При этом «тайные силы культуры действуют постепенно и незаметно и поэтому гораздо более эффективны, чем любые другие открытые способы воздействия» (Тер-Минасова).

В наше время все более актуальными становятся поиски ответов на вопросы «Кто мы такие?», «Куда движемся?». Национальная идентичность – это самопознание, а самопознание опирается на познание своего прошлого во всем его богатстве и многообразии. Обращение к культурному наследию признано обеспечить приверженность символам, нормам и ценностям, сложившимся в данном обществе. Следует отметить, что сохранение идентичности должно осуществляться на государственном уровне.

Стремление поддержать элементы национальной идентичности реализуются и в Республике Башкортостан. Последовательно осуществляя курс на культурное и духовное удовлетворение запросов всех проживающих на территории РБ национальностей, работает Дом дружбы народов, действуют 64 национально-культурных объединения, из них – 8 автономных национально-культурных центров. С целью объединения своих целей и интересов исполнительные органы национально-культурных организаций создали Ассамблею народов Башкортостана. Развитию самобытной культуры народов, проживающих на территории республики, способствует реализация целого комплекса законодательных актов и государственных программ, таких как «Программа сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2003–2012 годы» и т.д.

Противоречивость ситуации с языком в эпоху глобализации состоит в том, что язык, с одной стороны, – важнейшая составляющая жизни человека, главный двигатель науки, культуры, политики и практически всех сфер человеческой деятельности, но, с другой стороны, эта роль и значение языка не осознаются, не замечаются, принимаются за данность. Важно отметить, что никакой естественный человеческий язык не может быть культурно нейтральным и изучение языков означает развитие и продвижение заложенной в нем культуры народа – носителя этого языка. В условиях глобализации при проводимой политике унификации и стандартизации национальных традиций возникает явная угроза для этнокультурной самобытности, которая является функционально необходимым компонентом современного общества.

Линия Лингвистического университета