VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО»
Герой-интеллектуал и проблемы социальной психологии
в романе Джона Стейнбека 'Зима тревоги нашей'
В.С. ДворяшинаУзбекский государственный университет мировых языков (Ташкент)
An Intellectual Character and the Problems of Social Psychology
in John Steinbeck's Novel 'The Winter of Our Discontent'
V.S. DvoryashinaUzbek State World Languages University (Tashkent)
Summary. In ‘The Winter of Our Discontent’ written by John Steinbeck an intellectual character is the central personage. This type of character and the first person narration helps to identify the crisis of traditional morals.
Последний роман лауреата Нобелевской премии, американского писателя Джона Стейнбека, созданный им после нескольких лет молчания, на закате творческой карьеры, привлекает внимание исследователей своей нетипичностью. К середине 50-х годов критики в один голос говорили о переживаемом писателем творческом кризисе, о неспособности Стейнбека серьезно осмыслить и адекватно отразить изменившуюся действительность США. Этому препятствовали, в первую очередь, давно определившиеся направления поисков самого автора, соединившие в себе симпатии к простому человеку, свободному от пороков цивилизации, интерес к проблемам этического плана, тенденцию к сопоставлению законов социума и законов природного мира. В результате человек у Стейнбека как индивидуальность, как характер и основной объект литературы, согласно высказыванию одного из критиков, просто терялся между гармоничным универсумом и законами органического мира. Между тем, быстрое изменение окружающего человека мира вещей, революция, происходящая в быту (но отнюдь не в социальных отношениях или духовно-нравственной жизни общества), заставили писателя с тревогой вглядеться в настоящее и обусловили интерес к проблеме взаимосвязи материального, рационального (мысли) и морального, жизнеспособности высоких этических норм в атомный век. В конечном итоге обращение автора к живой современности привело к смене типа героя, поскольку традиционный стейнбековский герой-примитив, естественный человек, оказывался не в состоянии осмыслить сложные процессы, характеризующие духовную жизнь современного американца.
Послевоенная Америка, вслед за успехами в экономико-производственной сфере и престижем на международной арене, ждала появления «великого американского романа». Одновременно с этим американские писатели все громче заявляли об утрате соотечественниками духовной свободы, о редукции традиционных ценностей, составляющих хрестоматийный образ американского гражданина, о разрушении у нации чувства единства. В это время Джеймс Болдуин обращался к писателям с призывом не описывать американскую жизнь, а изучать ее.
Аллегории и притчи – излюбленные жанры Стейнбека в послевоенный период творчества – не давали возможности произвести художественно убедительный анализ причин и факторов, порождающих у граждан великой страны чувство недовольства. Роман Стейнбека о современности неминуемо должен был стать романом поступка, а его главный герой-интеллектуал не только наделялся способностью к рефлексии, но и оказывался при этом погруженным в заботы повседневной жизни. Тема социальной справедливости, рассмотрена в романе «не с точки зрения бедности, а с точки зрения денег», и для того, чтобы вписать бескрылое бытие благополучной Америки в контекст библейской и американской истории, не утратив при этом социально-психологического измерения проблемы, Стейнбек прибег к повествованию от лица героя.